Китайский чай интернет-магазин
интернет - магазин китайского чая
Качественный чай напрямую с плантаций
0
Вход

История создания чайного интернет-магазина Дракон Чай

14.07.2024

Софья Дракон Чай

Периодически,  на просторах интернета я натыкаюсь на статьи, где люди делятся своим опытом в создании и развитии чайного бизнеса. При этом, некоторые, совершив кучу фатальных ошибок, разоряются, другие же успешно ведут и расширяют свой бизнес.

Вдохновившись, я тоже решила поделиться своей историей.

За 11 лет существования нашего магазина случалось всякое: Взлёты, падения, отсутствие прибыли в первые годы работы, тяжёлые "пандемийные времена" с неработающей таможней и, наконец, "золотые месяцы" 2022-го с курсом юаня по 8 рублей.

Сейчас чайный магазин "Дракон Чай" обрабатывает свыше 200 заказов в месяц, сотрудничает с десятком оптовых покупателей, предлагая на своём сайте большое разнообразие видов и сортов китайского чая с его ежедневным посещением от 400 до 700 человек. 

Ниже я расскажу, что делала, какие ошибки совершала и что ещё предстоит сделать в будущем.

1. От банковской сферы к своему бизнесу
Мне 37 лет. По своему первому образованию я технолог общественного питания. Ещё со студенческой скамьи хотелось открыть свой бизнес. Тогда мечтой было собственное кафе. Но жизнь распорядилась иначе, и после университета я пошла работать в банковскую сферу. 

Фото Соня Сбербанк

Находясь в первом декретном отпуске, я стала серьёзно задумываться о дополнительном источнике дохода. 
Муж по работе периодически ездил в командировки в Москву и часто покупал для своих московских коллег китайский чай. Он- то и подал идею открыть чайный магазин. Тем более, что в китайском чае неплохо разбирался. До нашего замужества около года жил в Поднебесной. 

2. Создание сайта 
По стечению обстоятельств мой хороший знакомый, Андрей, занимался созданием сайтов. На дворе стоял 2013 год, интернет-рынок активно набирал обороты. И Андрей убедил меня открыть именно онлайн магазин. 

Приняв решение о создании бизнеса, я, как смогла, набросала техническое задание на разработку сайта, зарегистрировала ООО и открыла счёт в банке. 

Название ООО "Дракон Чай" пришло спонтанно. На одном из вариантов эскиза главной страницы  разработчики нарисовали двух традиционных китайских драконов, которые мне очень понравились. Наименование "Чайный дракон" в интернете было уже кем-то занято, а вот "Дракон Чай" - нет. К тому же, под это название я нашла свободный домен - drakonchai.ru     

 Дракон Чай старый сайт

3. Поиск чая для продажи
Пока делался мой сайт я на несколько дней съездила в Китай в г. Хэйхэ (приграничный туристический городок, расположенный на другом берегу реки Амур) для закупки чая. 


                                         Фото Хэйхэ

Посетив несколько чайных лавок, я договорилась о возможных оптовых поставках чая в Благовещенск, взяла прайс-листы и купила на пробу около 30 сортов разного чая по 100-150 граммов. И это была моя первая  в бизнесе ошибка. В чае я тогда не разбиралась и брала всё, что предлагали.

Вернувшись домой, мы с мужем начали дегустировать чай и пришли к общему мнению, что купленный в Хэйхэ чай по качеству значительно уступает китайскому чаю, который супруг покупал в Благовещенске. Как потом оказалось, чайные лавки в Хэйхэ рассчитаны прежде всего на русских туристов, которые, берут там чай зачастую не столько для себя, сколько на подарки. Поэтому с качеством продавцы не заморачиваются. Главный критерий - цена и наличие упаковки с китайскими иероглифами.  Разочарованию не было предела. Ведь вся идея была построена на том, что чай я буду закупать в Китае.  

Подходил срок сдачи сайта, а решения по поставкам так и не было. В итоге пришлось закупить первую партию китайского чая в российском магазине в Благовещенске, где муж покупал чай для своих московских коллег. Сделали минимальную накрутку, чтобы просто посмотреть, будет ли спрос.

4. Начало работы сайта  
К этому времени мне сделали сайт. Визуально получилось даже лучше, чем я ожидала. Дизайнер постарался на славу. В остальном имелось много недоделок и неучтённых моментов, которые доводили до ума ещё пару месяцев. Второй моей ошибкой было выложить в открытый доступ только что созданный сырой сайт почти без контента и с минимальным количеством фотографий. Об оптимизации, продвижении, ранжировании я тогда ничего не знала. В итоге за первый месяц мой сайт посетило всего 50 человек, половина из которых были мои друзья и родственники. Первый настоящий заказ у меня появился только через 2 недели работы и то благодаря 2-ГИС. 

Поняв, что без продвижения сайта в интернет-торговле  далеко не уйду, я сосредоточила усилия  на написание статей, выкладывание фотографий, описание чаёв и т.д. Попробовала платную оптимизацию и рекламу, но вскоре убедилась, что они себя не окупают.   

5. Счастливый случай
Верите ли вы в случайные стечения обстоятельств, судьбоносные встречи, которые переворачивают вашу жизнь? Я - да. 
Спустя месяц "работы" моего магазина, я пришла к разработчикам сайта по поводу устранения небольших ошибок. В офисе сидела китаянка. Андрей консультировал её по созданию сайта одежды. Он  познакомил нас и сказал мне, что это человек, который поможет  найти поставщиков чая. Зоя, насколько помню, так её звали, рассказала о существовании китайских маркетплейсов (taobao, tmail и др.) , которые работают на внутренний рынок. То есть, заказы доставляются только по территории Китая. На этих площадках есть и чайные компании, с которыми при покупке больших объёмов в дальнейшем можно наладить прямое взаимодействие. Зоя предложила за небольшой процент оказывать услуги складского хранения и отправлять чай через таможню из Хэйхэ в Благовещенск. Ура!!! Вопрос с поставщиками был решён.

6. Первые шаги в чайном бизнесе
В качестве склада для хранения чая на первое время решено было использовать комнату в квартире родителей мужа. Они жили в другом городе и приезжали в свою благовещенскую квартиру крайне редко. Я купила 2 металлических стеллажа и морозильную камеру для хранения светлых улунов, а также некоторых зелёных чаёв. 


Стеллажи с чаем

Всю переписку на первых парах помогала вести свекровь (Наталья). Она 25 лет проработала в школе преподавателем английского языка и муж, окончивший китайское отделение инфака местного вуза.  Наталья также на добровольных началах взяла на себя миссию в написании контента на сайт, подруга Юля (фотограф) помогала делать и монтировать фотографии. И так потихоньку дело пошло.

7. Итоги первого года работы
В первый год доходы были более чем скромные, в месяц 10 000 - 12 000 рублей. Почти всё уходило на расширение ассортимента. Но и трат было минимум: я не платила за аренду помещения, сотрудников, которым нужно платить зарплату, тоже не было. Тогда я рассматривала свой маленький бизнес скорее как хобби, нежели как возможный источник серьёзных доходов.    

К середине 2014 года благодаря упорной работе над сайтом его посещаемость выросла до 70 - 80 человек в сутки. Увеличилось и количество заказов. Я начала подумывать об открытии небольшого офиса-склада-магазина с выделенным местом для хранения чая, где было бы удобно формировать заказы и куда мог бы прийти посетитель, чтобы попробовать и купить товар. 

Посещаемость сайта
8. И снова Сбербанк
Но в конце года началось резкое ослабление курса рубля, что вынудило к февралю 2015 г. поднять цены в магазине почти в два раза. Зарплаты у населения в большинстве своём остались прежние, и количество заказов сократилось на 40%. К этому времени у меня заканчивался декретный отпуск, денег катастрофически не хватало, и мне пришлось вернуться в Сбербанк, оставив магазин как подработку. 

Спустя несколько месяцев объём продаж полностью восстановился и совмещать 2 работы стало сложно. Я арендовала небольшое помещение (35 кв.м) на 2 этаже нежилого здания в промышленном районе города. Основным критерием выбора стала низкая стоимость арендной платы. С самого начала я ориентировалась на продажу китайского чая по России с доставкой заказов по почте, считая, что аренда физического магазина в хорошей локации окупаться не будет. Наняла менеджера, который формировал и отправлял заказы. Я занималась всем остальным.

9. Новый этап развития магазина
Постепенно бизнес набирал обороты, прибыль росла, количество посетителей и заказов увеличивалось. Весной 2019 года я уволилась из Сбербанка и всецело занялась магазином. К концу года полностью обновила сайт, добавила много чайной посуды и сопутствующих товаров. Магазин переехал в офис побольше и поближе к дому. У нас сформировалась дружная команда с распределением ролей: 
Юра (Фэн Лин) -  китаец, с которым я знакома с 2016 года, взял на себя функцию заказа чая в Китае и его транспортировку в Благовещенск.
Я (Софья) вела работу с клиентами и бухгалтерию. Наталья отвечала за оптимизацию и наполнению контентом сайта. Менеджер Никита и Светлана делали фотографии, собирали и отправляли заказы.    
В таком формате мы просуществовали до начала пандемии. 

Магазин стабильно работал, рос объём продаж, доход магазина достиг 600-640 тыс. рублей, а чистая прибыль 150-160 тыс. руб. Юра работал за процент с продаж, менеджеры были на почасовой оплате, остальное мы делили с Натальей и вкладывали в развитие бизнеса. Моя зарплата хоть и стала меньше той, какую я получала в Сбербанке, но удовольствия от работы получала гораздо больше.  

10. Сложный период пандемии
Вспышка коронавируса застала меня на острове Хайнань в Китае, куда я поехала в декабре 2019 года. Кстати, оттуда я привезла Красный Хайнаньский чай Учжишань, который продаётся в нашем интернет-магазине.

На Хайнане

В южных провинциях карантина ещё не было, люди ходили без масок. Но по телевизору на всех каналах освещалась эта тема. И каждый выпуск новостей был тревожней предыдущего. В Россию вернулась в середине января 2020, а спустя 2 недели из-за пандемии закрыли  российско-китайскую границу. Ввоз из Китая чая, как и всего остального,  прекратился.  

Запасов чая хватило на месяц полноценной работы магазина. Спустя 2 месяца пришлось уволить менеджеров. Ещё через месяц полки нашего магазина опустели совсем.
11. Обходные пути 
К концу лета 2020 года таможенный режим несколько смягчили и и в стране открыли несколько пограничных переходов. Начали появляться логистические компании, которые выполнили ряд условий и получили лицензию на провоз товаров через российско-китайскую таможню в условиях коронавируса. Но их были единицы. И срок доставки чая из Китая до г. Благовещенска в этих условиях составлял около 2 – 2,5 месяцев. Эта так называемая карго-доставка кроме большого срока ожидания имела ещё один недостаток - отсутствие страхования груза. Первая пробная партия чая, отправленная таким способом, благополучно дошла. Воодушевленная этим я собрала все имеющиеся деньги  и отправила заказ на сумму 580 000. 

Я совершила ещё один промах отправим всё одним контейнером. Карго - это сборный груз от разных отправителей для разных получателей. И из-за одного недобросовестного поставщика под арест может попасть весь контейнер. Так получилось и у меня. Компания компенсировала мне ущерб в размере 50 000 руб. Остальное я потеряла. Только спустя 6 месяцев появилась возможность забрать арестованный товар заплатив за хранение почти 50% от его стоимости. С учётом того, что чай мог лежать всё это время под открытым небом или в сыром помещении я отказалась, потеряв приличную сумму денег. 

К тому времени появился альтернативный способ доставки - через Казахстан. Стало и быстрее и надёжнее. Мы вновь набрали персонал и принялись за работу с удвоенной силой. 

12. Возврат к "прежней жизни"
Настоящим праздником стало возобновление работы пункта пропуска «Благовещенск – Хэйхэ». И хотя возвращения к безвизовому режиму между городами до сих пор не произошло,   открытие таможенного перехода даже в визовом режиме упростило логистику и сократило срок доставки китайского чая в 3-4 раза. И снова, как в доковидные времена, свежий урожай чая появляется на полках нашего магазина спустя пару недель после его сбора.
13. Планы на будущее
Нам часто предлагают партнёрство, открытие филалов в других городах. Но я пока к этому не готова. Мне нравится формат нашего маленького, почти семейного бизнеса, где всё под контролем. Единственное место, где бы я хотела открыть филиал, а может быть и студию чая - какой-нибудь курортный город на черноморском побережье. И переехать туда жить с семьёй.

Какие выводы я извлекла после 11 лет работы в интернет-магазине китайского чая:
1. Интернет-торговля очень популярна в России и постоянно развивается. Это перспективный бизнес.
2. Интернет -магазин предполагает постоянную работу над сайтом. И лучше, когда всю работу по его оптимизации и продвижению делаете вы сами, а не заказываете статьи, описания и прочее на биржах.    
3. Не ожидайте, что чайный магазин озолотит вас. Этот бизнес больше для души. Но если дело пойдёт, то на хлеб с маслом хватать будет. 
4. Чайный бизнес имеет сезонность. Спад продаж с мая по сентябрь.     
3. Всё время расширяйте ассортимент. Так вы удержите постоянных клиентов. 
5. Добавляйте в прайс чайную посуду. За счёт посуды можно увеличить доходность магазина на 25-30%.
6. И самое главное. Любите свою работу, и она отплатит вам взаимностью.

(240)
Добрый день (утро, вечер, ночь - не важно), Софья и команда!
Скоро год, как я стал вашим преданным поклонником и покупателем (жаль, возможно, что не оптовым).
У вас замечательный сайт, замечательное наполнение, а самое главное - замечательный чай!!!
Примите мою благодарность!
И пусть 稳定性 и 繁荣  (правильно?)  не оставят вас.

                 С уважением, Ренат
Будем благодарны за оставленный отзыв, комментарий
Текст отзыва*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
добавить картинку